Общая информация
Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
- получение взятки (ст. 290 УК РФ);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- провокация взятки (ст. 304 УК РФ);
- служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292, 285.3 УК РФ);
- присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
- мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);
- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
- неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1, 285.2 УК РФ);
- регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК РФ);
- халатность (ст. 293 УК РФ);
- иные деяния, попадающие под понятие «коррупция».
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В Совете депутатов муниципального округа город Кировск Мурманской области созданы и успешно применяются следующие антикоррупционные механизмы:
- правовая и антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных правовых актов;
- проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальных служащих Совета депутатов муниципального округа город Кировск Мурманской области;
- проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальных служащих Совета депутатов муниципального округа город Кировск Мурманской области;
- проверка достоверности сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы и муниципальных служащих Совета депутатов муниципального округа город Кировск Мурманской области;
- проверка соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению, а также проверка соблюдения гражданами, замещавшими должности муниципальной службы в Совете депутатов муниципального округа город Кировск Мурманской области, ограничений при заключении ими после ухода с муниципальной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора;
- Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Совета депутатов муниципального округа город Кировск Мурманской области;
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; порядок уведомления о фактах склонения к коррупционному поведению;
- осуществление приема сообщений о фактах проявления коррупции на территории муниципального округа город Кировск Мурманской области муниципальными служащими и лицами, замещающие муниципальные должности Совета депутатов муниципального округа город Кировск Мурманской области, в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления;
- Комиссия по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов;
- Прием сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных лицами, замещающими муниципальные должности; направление указанных сведений Губернатору Мурманской области в порядке, установленным законом; размещение указанных сведений на официальном сайте органов местного самоуправления в соответствии с законодательством; рассмотрение не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам, вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Совета депутатов муниципального округа город Кировск Мурманской области, и должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- антикоррупционное образование и пропаганда и др.
Структурным подразделением Совета депутатов муниципального округа город Кировск Мурманской области, ответственным за обеспечение реализации законодательства о противодействии коррупции, в том числе профилактику коррупционных правонарушений, является аппарат Совета депутатов муниципального округа город Кировск Мурманской области.
Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения
Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения коррупционных правонарушений.
Согласно пункту 7 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» с 01.01.2018 сведения о применении к муниципальному служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия включаются органом местного самоуправления, в котором муниципальный служащий проходил муниципальную службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия
В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством РФ (статья 19.28 КоАП РФ).
Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29 КоАП РФ).
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
Памятка «Ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение»
Памятка «Что нужно знать о коррупции»
Памятка «Коррупция. Вчера, сегодня, завтра»
9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией
Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption) проводится ежегодно по инициативе Организации Объединенных Наций. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию и ратифицировала ее Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ.
В России поступательно реализуется система мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности по профилактике и противодействию коррупции, ведется работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства с учетом как сложившейся в России правоприменительной практики, так и международных требований.
Значительное внимание уделяется вопросам предупреждения коррупции на государственной и муниципальной службе.
Для обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции на федеральном и региональном уровнях сформированы и функционируют органы специальной компетенции. Основным звеном системы специализированных антикоррупционных органов являются подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (уполномоченные лица), которые созданы в федеральных государственных органах и их территориальных подразделениях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, Банке России, госкорпорациях, в государственных внебюджетных фондах и некоторых иных организациях.