Государственный земельный надзор – от средних веков до наших дней
Одной из основных и постоянных задач государства с давних пор являлась организация разумного использования земли, а государственный контроль всегда служил мерой воздействия, побуждающей к эффективному использованию земельных ресурсов.
Первой земельной реформой, связанной со становлением Российского государства можно считать Писцовые межевания, которые осуществлялись особыми комиссиями, состоявшими из писцов и подъячих, присланных правительством из Москвы. Задачи комиссий определялись специальными наказами, называемыми валовыми. Статья 2 наказа, относящегося к середине XVII века, гласит:
«За сокрытие от писцов используемых земель поместье конфискуется в пользу государя Алексея Михайловича с роздачей сокрытых земельных участков тем, кто сообщил о них писцу. За сокрытые земли с владельца взимается в пользу государя доход в двойном размере, а самому владельцу «быть в великой опале и в казни».
Далее на протяжении почти ста лет (1765-1861 годы) Российское государство формировало основу для осуществления контроля за использованием земель посредством внедрения системы Генерального межевания, которое по праву можно считать логическим завершением Писцовых межеваний, и было связано с закреплением земельной собственности методами землеустройства.
Начато генеральное межевание с обнародования Манифеста о генеральном размежевании земель всей Империи от 19 сентября 1765 года и проходило под контролем межевой Канцелярии. Статья 15 генеральных правил, данных межевой комиссии:
«Если ж кто из сущих препятственников истиной Государственной пользы может сыскаться, и дерзнет после публикации ныняшнего о Государственном межевании Всемилостивейшего манифеста, владения своих самовольством далее распространять, нежели он ими до издания сего манифеста владел, или с наступления нынешнего года из прежняго своего владения выступил, а тех своих самовольно завладенных земель не покинет, и в том скольными людьми, яко живыми еще свидетелями обличен будет, за таковую Государственную вредность, если оная с воли помещика чинена была, не только оказавшуюся по вышеописанному положению всю его примерную землю взять в Государственныя дачи, но и сверх того взыскать в казну для удовлетворения тех, кого он таковыми завладениями изобидел, и в штраф за всякую десятину, найденную во владении его примерную землю, за каждый год с того времени, с каторого сам владелец оною землею владел, за каждую четверть по прежним указам завладенныя деньги».
Законодательное закрепление институт государственного земельного контроля в Российской Империи получил в период проведения крестьянской реформы 1861 года. До этого времени функция контроля над охраной и использованием земель принадлежала самим землевладельцам, которыми был выработан целый комплекс природоохранных мер, направленных на сохранение качества земельного фонда. 19 февраля 1861 года был подписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Глава 3 Положения определяла что «для разбора недоразумений, споров и жалоб, могущих возникать из обязательных поземельных отношений между помещиками и временно-обязанными крестьянами, и для заведывания особыми, указанными в настоящем Положении делами крестьян, вышедших из крепостной зависимости, учреждаются: Мировые Посредники, Уездные Мировые Съезды и Губернские по крестьянским делам Присутствия».
Деятельность указанных органов была достаточно эффективной, что подтверждает тот факт, что данная система государственных органов просуществовала вплоть до революции 1917 года, и не была затронута в ходе преобразований аграрной реформы 1906 года, вошедшей в историю под именем ее автора и организатора – П. А. Столыпина.
Революция 1917 года положила начало новому этапу развития земельных отношений в нашей стране. «Декрет о земле», принятый Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 8 ноября 1917 г. и «Закон о социализации земли», принятый на заседании ВЦИК 27 января 1918 г. немедленно, без всякого выкупа отменил помещичью собственность на землю, которая переходила в пользование всего трудового народа.
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, принятым 30 октября 1922 года, государственное управление земельным фондом подразумевало функции распоряжения, учета и охраны земель, контроля за их использованием. Все функции по контролю были возложены на созданный Народный Комиссариат Земледелия.
Позже, в 70-80-е годы прошлого столетия, в СССР управлением и охраной природы занимались 18 различных министерств и ведомств, а функции контроля за состоянием земельных ресурсов совмещались с функциями их эксплуатации и использования. С конца 80-х годов XX века органы управления в этой области неоднократно реорганизовывались, а постоянные экономические преобразования несколько отодвинули проблемы рационального использования земельных ресурсов.
Истоки, предопределившие развитие государственного земельного надзора как вида деятельности государственных органов власти на современном этапе, были заложены в период реформ 90-х годов XX века. За прошедшие десятилетия государственный земельный контроль как функцию исполняли: Государственный комитет РСФСР по земельной реформе, Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Государственный земельный комитет, Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике.
Следствием вступления в силу Земельного кодекса стало принятие Положения о государственном земельном контроле от 19 ноября 2002 года №833, которым полномочия по осуществлению земельного контроля были закреплены за Федеральной службой земельного кадастра России. Спустя три года, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 Федеральная служба земельного кадастра России была преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, также ознаменовавшееся принятием нового положения о государственном земельном контроле от 15 ноября 2006 года № 689. Впервые государственный земельный контроль был рассмотрен как комплексная государственная деятельность, полномочия по осуществлению которой были делегированы между Роснедвижимостью, Росприроднадзором и Россельхознадзором. Данная модель в усовершенствованном виде существует и сегодня.
Функции упраздненных Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства геодезии и картографии в 2009 году переданы ныне действующей Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), переименованной из Федеральной регистрационной службы.
Последние же изменения законодательства связаны с внесением изменений в Земельный кодекс РФ и введением нового положения о государственном земельном надзоре от 2 января 2015 года, значительно изменивших подход и функционал осуществления надзорной деятельности в целом. Как и раньше, функция государственного земельного надзора поделена между тремя органами государственной власти, в число которых входит Росреестр, но порядок, полномочия должностных лиц – государственных инспекторов – получили значительно лучшее оформление.
Другие новости
- 22.11.2024 В Мурманской области мобилизованные арендаторы могут воспользоваться мерами имущественной поддержки
- 21.11.2024 Администрация муниципального округа город Кировск Мурманской области информирует
- 20.11.2024 Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации информирует
- 20.11.2024 Внимание! Конкурс!
- 19.11.2024 Отделение Социального фонда РФ по Мурманской области информирует
- 19.11.2024 Управление Росреестра по Мурманской области информирует