Официальный сайт органов местного самоуправления

города Кировска Мурманской области

 

Закона бояться не стоит

15.03.2012

В январе 2011 года вступил в силу закон  83-ФЗ о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений. Многие до сих пор воспринимают его неоднозначно, считая,  что этот закон лишает бесплатного образования, медицины и других государственных услуг. Такое мнение рождает немало противоречивых слухов. Владимир Дядик, начальник финансово-экономического управления администрации Кировска, более подробно рассказал о сути нового федерального закона.

 

Основные изменения

- Владимир Владимирович, до окончательного перехода учреждений бюджетной сферы на работу в новых условиях финансирования остается чуть больше года. А некоторые ждут этих перемен с большим волнением…

- Я думаю, волноваться не стоит. Все нововведения, вносимые законом 83-ФЗ, направлены на повышение эффективности работы учреждений и поэтому ни в коей мере не должны снизить качество или объемы оказания населению государственных и муниципальных услуг. Изменения коснутся всех без исключения государственных и муниципальных учреждений - они получат статус казенных, бюджетных или автономных учреждений нового типа. Работа по изменению их статуса идет уже сейчас. Изменятся и способы финансирования деятельности учреждений.

Казенные учреждения будут получать средства как прежде – на основании сметы расходов, то есть бюджетные ассигнования на их содержание не будут зависеть от количественных показателей работы. Казенными должны стать, а в Кировске уже стали, учреждения, выполняющие административные и распорядительные функции.

Деятельность автономных и бюджетных учреждений будет направлена, в первую очередь, на оказание государственных и муниципальных услуг. Для того, чтобы деятельность по оказанию услуг была системной, соответствовала объемам потребности населения и отвечала стандартам качества, для автономных и бюджетных учреждений устанавливаются государственные и муниципальные задания, строго регламентирующие процесс оказания услуг. Государственные и муниципальные задания составляются в натуральной форме, то есть каждый руководитель получает четкое представление о том, сколько детей должно быть принято и обучено в образовательном учреждении, сколько  предметов и часов должно быть включено в учебный план, сколько человек должны пройти лечение в больнице и так далее. И только если требования задания выполнены учреждение получит субсидию.

 

Коммерциализации не будет

Отдельно следует сказать несколько слов о часто возникающих после принятия закона 83-ФЗ разговорах о грядущей всеобщей коммерциализации государственных и муниципальных учреждений социальной сферы. Это – миф, не имеющий под собой оснований. Дело в том, что ни на государственном, ни на муниципальном уровнях не планируется сокращение расходов на финансирование деятельности учреждений, и ничто не толкает их руководство к увеличению доли «коммерческих» услуг в ущерб «бюджетным». Введение 83 - ФЗ  в силу вовсе не подразумевает угрозу сокращения кадров. То же касается и заработной платы, которую никто не планирует снижать. Более того, руководитель бюджетного или автономного учреждения вправе самостоятельно распределять заработанные деньги между экономическими статьями расходов, в том числе и в целях повышения размеров оплаты труда. Можно с уверенностью говорить о том, что учреждения будут, как и раньше получать финансирование из бюджета, обращая в тоже время большее внимание на качество предоставляемых услуг, соответствие их перечня спросу населения, а так же на эффективность планирования и расходования заработанных, в том числе и за счет средств субсидии, денег. 

- Получается, что для людей, как основных получателей услуг, ничего не изменится? 

- Совершенно верно, новшества не повлекут за собой ухудшения уровня обслуживания. И даже наоборот – усилится контроль как за количеством, так и за качеством  предоставляемых услуг.

 

Прозрачно и четко

- Реализация 83-ФЗ не направлена на установление в качестве главной цели работы государственных и муниципальных учреждений получения прибыли, - сказал далее Владимир Дядик. Такие учреждения являются некоммерческими организациями. Значит, бесплатные услуги для населения таковыми и останутся. Но, если бюджетная организация готова оказать дополнительные услуги, которые не противоречат уставной деятельности, - пожалуйста! Средства, полученные в итоге, могут быть направлены на развитие учреждения, а значит, приведут к повышению качества работы.  

Есть и еще один важный для населения момент,  связанный с новым законом. Одной из главных задач, стоящих перед бюджетными организациями, является обеспечение полной прозрачности их деятельности. Переход от планирования по смете к планированию через субсидии, конечно, требует четкого разделения данных услуг – что будет предоставляться по муниципальному заданию, а что – сверх него. И граждане должны иметь полную информацию об этом. Поэтому законом в обязанности учреждения вменяется  размещение таких сведений на информационных стендах в зоне всеобщей доступности.


Другие материалы